Однако представленная здесь картина была бы неполной без указания на обновление и гуманитарного знания. На протяжении XVI-XVI1 вв. происходит разрыв с системой средневековых представлений о человеке и обществе, разрабатываются сугубо светские учения о государстве, социально-политическом устройстве, праве. Человек рассматривается как носитель естественного права, а государство — как результат договорного процесса между свободными индивидами. По образцу корпускулярно-атомистической концепции материи в естественных науках социальные мыслители развивают идеи социального атомизма и ищут законы социальной жизни, аналогичные законам механического движения. Новое гуманитарное знание стремится к точности, сравнимой с точностью естествознания. Среди влиятельных социальных теоретиков следует назвать Ж. Боде-на (1530-1596) и Г. Гроция (1583-1645). Знаменитый голландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677) пытался построить абсолютную монистическую мировоззренческую систему, в которой религиозная идея и этическое учение оказались бы совместимыми с идущим из новой науки жестким механицизмом; важное место в сфере интересов Б. Спинозы заняли проблема человека, его свободы и разума, а также вопросы политического устройства. Но, пожалуй, наиболее влиятельными социальными мыслителями были англичане Томас Гоббс и Джон Локк.
Т. Гоббс (1588-1679), мечтавший стать «Галилеем социальных наук», разрабатывает общую метафизику механических тел и трактует социальные образования как искусственные тела. Т. Гоббс порывает с идущей из Античности концепцией человека как общественного существа и развивает последовательно-индивидуалистическое представление о человеческой природе. Государство с этой точки зрения есть результат договора индивидов, средство защиты от войны всех против всех, присущей человечеству в его естественном состоянии. Работы Т. Гоббса воздействовали на последующих мыслителей. Проблема социального порядка называется в социологии проблемой Гоббса. Дж. Локк (1632-1704) известен своей сенсуалистической теорией познания и социально-политическими работами. Он развивает учение о правах человека, об общественном договоре, о разделении ветвей власти в цивилизованном государстве. Государство, по Дж. Локку, оказывается неким минимумом принуждения, который необходим индивидам для гарантии своих свобод. Дж. Локк стоит непосредственно у истоков идеологии социально-политической системы либерализма (от лат. liberalis — «свободный»).
Tags: интересов, общества, политические